Нравственное развитие в раннем детстве
Опубликовано 04.02.2013 » 664 Просмотров» Семья
 0 голосов

Самостоятельность ребенка значительно возрастает. Он теперь может без помощи и контроля взрослого передвигаться, контактировать с другими детьми, знакомиться с широким кругом окружающих предметов. Вместе с усложнением поведения ребенка, растут и требования взрослых в соблюдении ребенком этических норм. Если в соседней комнате, куда самостоятельно ушел ребенок, есть незнакомый взрослый, то с ним нужно поздороваться. Был малыш с родителями в гостях и разбросал игрушки — их нужно убрать на место. Растут контакты детей со сверстниками — начинают производиться нормы отношений с ними. Надо обращаться, чтобы не обидеть товарища: распределять игрушки, места для игры и т.п..

Главной моральной инстанцией для ребенка остается взрослый, его требования. Ради одобрения взрослого, сохранения его положительного отношения, малыш подчиняется установленным правилам поведения. Причем требовательность взрослого растет. Одновременно развивается самосознание ребенка, у него возникают собственные желания, которые иногда идут вразрез с требованиями взрослых. В таких ситуациях взрослый употребляет слово «надо».

Требования взрослого имеют эффективность тогда, когда выдвигаются на фоне доброжелательного, эмоционально выразительного и позитивного отношения к ребенку. Злоупотребление запретами, депрессивный стиль взрослого во взаимоотношениях с ребенком ухудшают его эмоциональное благополучие, снижают активность, приводят к невротическим проявлениям. Запрещая какое-то действие, взрослый должен направить активность малыша в разрешенное русло: «Нельзя играть утюгом. Мы в магазине купим тебе игрушечный » или « Нельзя делать платье для куклы Toralei Stripe, Meowlody, Purrsephone из маминого платка, . Вот тебе ткань на платье ».

В своих требованиях взрослый должен проявлять последовательность, контролировать ее выполнение. Если сегодня от малыша требуют одного, а завтра другого; мама запрещает выходить раздетым на балкон, а отец позволяет — усвоение требований не происходит. Выполнение правил должно стать ежедневным и неуклонным, тогда у малыша возникают первые привычки, формируются послушание, уверенность в себе, представление о должном и ненадлежащее поведение. Требования взрослых постепенно усложняются: после года ребенок умеет поздороваться даже с незнакомыми людьми, а с двух лет от него требуют убирать посуду после обеда. Соблюдение ребенком правил поведения составляет фундамент для усвоения значительно более сложных этических норм.

В формировании правил поведения значительную роль играет стремление малыша к подражанию взрослым. Взрослый выступает как пример, и это накладывает на него высокую ответственность. Малыш замечает, что отец всегда начинает разговор по телефону с приветствия. Он также это делает, когда звонит бабушке. Мама всегда говорит перед обедом «Приятного аппетита» — то же начинает делать малыш. Дети подражают взрослым и в отношении к окружающим, к животным, вещам. Хорошо, если это будет достойный пример. А если нет? Тогда в основы детской личности закладываются неуважение к пожилым людям, жестокость по отношению к животным, лживость, наглость, зависть. И обращаются затем эти «примеры» жизненными драмами.

Метки

Добавить комментарий