«Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» — поет детский голосок в известной всем песенке. Всем и каждому ясно – учитель, человек, без которого мы бы многого не знали и не умели, это ключевая фигура процесса воспитания и обучения, он является образцом для подражания, как в поведении, так и в отношении к жизни. Но так ли легка эта профессия, как кажется на первый взгляд? Вроде и не полная рабочая неделя, и не целый день « у станка», но это только кажется. А на самом деле эта одна из самых ответственных и небезопасных профессий. Чем же она так вредна?
Психическое и эмоциональное перенапряжение
Как вы думаете, легко ли отвечать за 30 человек? Знать их проблемы, вникать в особенности их характера, нести ответственность за их поступки не только в школе, но и за ее пределами. Возможно вы не в курсе, что педагоги помимо моральной, несут еще и уголовную ответственность за воспитанников. Именно из-за этого среди педагогов так распространены инфаркты, инсульты, гипертоническая болезнь и т.д.
Болезни суставов, сосудов ног, спины
Стоять у доски, писать неописуемое количество конспектов, проверять множество тетрадей, все это приводит к проблемам со спинными дисками, всяческим искривлениям позвоночника, ущемлению нервов, артритам, артрозам, остеохондрозам, варикозному расширению вен.
Болезни глаз
Поскольку в основном учитель следит (как за поведением детей в классе, за правильностью написанного на доске, за ошибками в тетрадях, в рефератах и докладах), его глаза находятся в постоянном напряжении и их функции нарушаются гораздо быстрее, нежели у «простых смертных»
Неврозы
Режим работы учителя не нормирован, он помимо почасовой нагрузки в школе имеет еще и дополнительные нагрузки за ее приделами – заполнение документации, подготовки конспектов к следующему уроку, проверка тетрадей, контрольных, самостоятельных, экзаменационных работ. Постоянное психическое напряжение, невозможность отстраниться, отдохнуть, оставить рабочие проблемы за дверью, все это служит причиной появления неврозов.
Какие последствия профессионального нездоровья?
Всем ясно, что если человек приобрел хронический недуг, он будет часто брать больничные, а значит выпадать из обоймы. Повышенная нервозность не даст адекватно воспринимать окружающую действительность, педагог уже не сможет «закрывать глаза» на проделки подростков, вследствие чего не сможет наладить нормальные отношения с учениками. Человек, находящийся в состоянии синдрома хронической усталости, не сможет отдаваться работе на все 100%, производительность и качество работы заметно снижается.
Что же делать, чтобы сохранить здоровье представителям такой нужной профессии?
В первую очередь, пересмотреть свое отношение к ним. Это касается всех, начиная от законодательной власти и заканчивая учениками и их родителями. Если учителю будет достаточно его зарплаты, ему не надо будет брать дополнительные часы (нагрузка снизиться). Если ученики и родители будут относиться с пониманием, то нервничать и переживать надо будет меньше. Берегите учителей. Без них бы не было нас!