Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на определенном предмете в течение долгого времени. Встречаются подлинная и мнимая рассеянность внимания.
Мнимая является невниманием к окружающим человека непосредственно явлениям и предметам. Вызывается чрезмерной сосредоточенностью внимания на предмете. Это результат излишней сосредоточенностью , а также узости внимания. Ей дали название «профессорской». Она часто встречается у этой категории людей. Внимание научного работника бывает настолько сильно сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не узнает знакомых, не слышит задаваемых вопросов и отвечает невпопад.
Рассеянность, являющаяся следствием сосредоточенности, не вредит делу, хотя и задерживает ориентацию в окружающем мире. Значительно хуже влияет подлинная рассеянность. Человек с такой рассеянностью, с большим трудом удерживает и устанавливает произвольное внимание на определенном действии или предмете. Ему для этого необходимо большое усилие воли, чем не рассеянному человеку. Произвольное внимание такого человека легко отвлекаемого и неустойчиво.
Причины подлинного рассеяния разнообразны. Это может быть неврастения, болезни носоглотки, которые препятствуют попадание воздуха в легкие, малокровие. Иногда это умственное и физическое утомление, тяжелые переживания.
Поводом для подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга излишним количеством впечатлений. По этой причине детей во время учебного года не следует часто отпускать в театр, кино, в гости, а также смотреть телевизор. К подлинной рассеянность может привести разбросанность интересов. Некоторые школьники посещают несколько кружков, занимаются спортом, посещают библиотеки, но серьезно ничем не занимаются. Причиной может являться неправильное воспитание, отсутствие расписания в отдыхе, развлечениях, занятиях, освобождение от труда, выполнение его прихотей. Нудное преподавание, не трогающее чувств, источник рассеянности учащихся.