Формирование духовности учащихся на уроках обществоведческих дисциплин
Опубликовано 30.04.2013 » 823 Просмотров» Красота
 0 голосов

Преподаватель-обществовед призван научить своих учеников ставить цели близкие и далекие. Именно о таких целях говорил выдающийся педагог А.С.Макаренко. Цели, придают смысл жизни человека, позволяют ему выйти за пределы индивидуализма и наполнить жизнь общественно значимой нравственностью, стремлением реализовать себя как личность, то есть принести пользу людям, оставить след после себя. В постановке жизненных целей заключается такой важный принцип духовности как интенциональность. Преподавание общественных дисциплин не может быть чисто академическим. Ученики должны понимать, что через изучение предметов социально-гуманитарного цикла узнают саму жизнь, расширяют границы своего кругозора. Современные информационные технологии позволяют осуществлять невиданное ранее влияние на массовое сознание, манипулировать им, исходя из экономических, политических и идеологических интересов определенных социальных групп. В этих условиях ученику важно получить знания закономерностей общественного развития. Ну а хорошо одеться всегда можно в интернет магазине  http://fashionobsession.ru/.
Преподаватель, накапливая жизненные ситуации, иллюстрирующие теоретические положения, учит молодежь узнавать в этих сюжетах проявления законов и противоречий общественного развития, принимать верные решения относительно своих действий. Жизнь диктует и необходимость формирования у молодежи критического отношения к действительности и к любой информации о ней, дает человеку внутреннюю свободу, стимулирует стремление сопротивляться любому, кто пытается подчинить личность. Речь идет не о воспитании нигилизма, а о формировании навыков научного анализа, о способности личности противостоять негативным, даже деструктивным для нее, внешним воздействиям. Крайне важно поддерживать стремление учащихся дойти до истины самостоятельно, относиться к информации избирательно, учиться ранжировать ее, делать собственные выводы. Устойчивое критическое мышление является залогом творчества и самотворчества молодого человека. Вспомним академика И.Павлова, который видел в некритическом отношении человека к словам слабость мозговой системы. Будем помнить об этом, если мы ставим целью формирование свободной личности, а не «биомассы». Творческий преподаватель найдет методы формирования ценностей, соответствующих этим благородным устремлениям. Только на данных условиях можно строить достойное общество. Составной высокодуховнго учебно-воспитательного процесса является формирование нравственности молодежи. Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, определенные этические нормы, правила поведения, которые идейно обосновываются в виде представлений о том, как должен жить и действовать человек. Такие представления предусматривают разные формы требований к человеку: обязанность, ответственность, достоинство, совесть. В наше время среди многих бытует мнение о том, что моральному человеку трудно добиться успеха в жизни. Старая, как мир, проблема: цель и средства ее достижения. Освобождение нравственности в эпоху Возрождения стало одной из главных причин ее кризиса. Безответственный человек, у которого не хватает чувства долга, не имеет ни достоинства, ни совести. Значительную массу людей именно моральные ценности (этот внутренний нравственный закон, как называл его Кант) удерживают от недостойных поступков, от правонарушений. Моральные ценности позволяют человеку сохранять человеческое лицо при любых обстоятельствах. Поэтому преподавателю обществознания не стоит колебаться относительно необходимости нравственного воспитания молодежи. Но делать это нужно профессионально, не навязывая ученику ценности, а, сочетая логику и чувства, ставить его в такое положение, когда он должен определиться: кто я, каким человеком хочу быть? Ученик делает выбор: быть позитивным человеком или наоборот. Какие твои действия, таким ты и есть как личность. Недостойные действия — недостойный человек. Ставя ученика перед дилеммой, преподаватель стимулирует использование личностью внутренних рычагов самовоспитания и самосовершенствования, молодой человек сам конструирует собственный внутренний мир. Приведите жизненные или исторические примеры морального и аморального поведения людей, предоставьте учащимся возможность их сравнить, и вы увидите, что в большинстве своем они выберут нравственность. Психологические и поведенческие установки сформированы. Насколько они устойчивы — покажет жизнь. Следует отметить, что этот сценарий состоится при одном условии: если сам преподаватель является человеком творческим, искренним и высоконравственным.

Метки

Добавить комментарий